Фонд ЗООзащиты "Спаси меня" |
![]() | |
Ветеринарная помощь вашим домашним любимцам |
Материал с сайта
gorod4e.ru
Евгения ИСАКОВА
03.10.2008
Лечить животных по-человечески! Такого кредо придерживается президент фонда зоозащиты «Спаси меня». В преддверии Дня защиты животных Карен Даллакян – о психологии кошек, хвостатых бродяжках и о самом страшном звере.
Пушистые «приёмыши»
— Среди зверей есть свои бомжи и сиротки. После перестройки по улицам бегало множество породистых животных. Бездомное зверьё – серьёзная проблема. Такая же, как и бродяжничество среди людей. Как быть с хвостатыми бродяжками?
— Их ни в коем случае нельзя убивать, — категорически заявляет Карен. – В городе установился свой экологический баланс. Уйдут кошки и собаки – и их место займут полудикие звери из леса, бешеные лисы и хищники, расплодятся мыши и крысы. Но бездомных животных можно стерилизовать и кастрировать. Во-первых, они не будут оставлять ненужного потомства, а во-вторых, такая операция уберёт гормональную агрессию. Животное становится спокойнее.
— Бездомное зверьё часто вызывает у нас чувство жалости и умиления. И когда ребёнок просит взять зверушку домой – так трудно отказать. Ведь, как говорится в рекламе, «у котёнка желудок не больше напёрстка», прокормить его будет не трудно. Но нужно ли поддаваться чувству жалости?
— Однозначно: никогда не брать котёнка или щенка с улицы сразу в дом, — рекомендует Карен. – Больше того, на птичьи рынки тоже полагаться не стоит. Там ведь животные без документов, без прививок. Санитария не соблюдается. Это просто рассадник заразы. Она передаётся через общие коробки, в которых их продают, и даже через людей. Всегда нужно думать головой: стоит ли брать животное в дом? И перед этим обязательно посоветоваться с ветеринаром. Проблем с «приёмными» животными может быть очень много. И это не только бешенство, лишаи, грибок, чесотка, блохи. Например, люди приходят и жалуются: подобрал пушистого котёнка на улице, а он оказался кусачим и царапучим. Приходится объяснять, что животное родилось на улице, то есть на природе. Там действует принцип естественного отбора. Недаром говорят: «Страшнее кошки зверя нет». Слабые и неагрессивные погибают сразу. А тех, кто остаются, люди без консультации ветеринара тащат в дом.
Зоопсихолог: почти семейный врач
— Около 10 лет назад вы получили квалификацию «зоопсихолог» в Санкт-Петербургской государственной Академии ветеринарной медицины. Но что это за наука? Как выяснить, что на уме у пациента, который не жалуется и не плачется в жилетку своему психологу?
— Это очень сложная работа. На свете существует более 50 пород кошек, и у каждой свои особенности. Или, например, собаки. Многие заводят спаниелей, а ведь это охотничья порода, она должна по болотам за утками бегать. Вот и получается, что зоопсихология – это работа и с пациентом, и с хозяином одновременно. Сплошь и рядом случается, что люди не могут приучить котёнка к горшку, а потом оказывается, что не котёнок был капризный, а просто горшок высокий. Отдельная проблема – животные в старости. Когда берёте в свою семью хвостатого друга, всегда помните, что срок его жизни гораздо меньше, чем у людей. Это нужно хорошо понимать. Иногда бывает трудно пережить потерю питомца. А в старости звери, как и люди, становятся капризными. Большую роль играют привычки. Многие отвозят пожилых котов и собак в сады, а этого делать нельзя, потому что животное привыкло к городской жизни. Я уже 16 лет занимаюсь частной практикой и с радостью замечаю, что хозяева пошли уже «по второму кругу». То есть те же люди приходят к нам с новыми питомцами. Иногда зверушку приходят лечить всей семьёй: мама, папа, бабушка, ребёнок... Часто бывает: ставим укол котёнку, а плачут дети: «Ему же больно!».
Вопрос спорный!
— Вокруг братьев наших меньших вообще крутится множество спорных вопросов. Как относиться к такому явлению, как живодёрни?
— Это только в народе так называется. На самом деле это пункт временного содержания. Конечно, это необходимость. А куда ещё девать бездомных собак? А если туда попадают домашние животные – хозяевам урок. Один раз заплатят штраф – следующий раз не поведут собаку на прогулку без поводка.
— В мире проходят протесты против экспериментов на животных. Как вы считаете, можно этим заниматься?
— Нельзя. Можно как-нибудь обойтись без этого. Есть множество виртуальных программ, на которых ветеринар может посмотреть, как животное устроено. Не обязательно кого-то убивать и вскрывать для этого. Молодой специалист должен начинать работу «на подхвате» у опытного врача, тогда он постепенно поймёт всё на практике и научится всё делать сам. Но, я думаю, даже на мышах и крысах нельзя экспериментировать.
— В Европе и Америке есть группировки зооэкстремистов. Эти люди проводят скандальные акции, например, портят богатым людям дорогие шубы. Как вы к этому относитесь?
— Я думаю, это глупо. Для России точно не приемлемо. Попробовали бы они в наши морозы без шубы походить. Конечно, редких животных убивать на мех нельзя. Но есть же промышленные виды. Ветеринар - не бизнесмен
— Недавно фонду зоозащиты «Спаси меня» исполнилось десять лет. Недостатка в клиентах нет: иногда вам приходится принимать по 40 пациентов в день. Люди доверяют клинике...
— Для нас это не бизнес, — делится принципами президент фонда. – Мы стараемся распределить деньги так, чтобы владельцы элитных пород «делились» с бабушками, которые по доброте душевной держат у себя по 18 кошек. У нас много скидок, благотворительных акций. Одна из них будет совсем скоро, 4 октября, в день защиты животных, мы будем давать бесплатные консультации всем желающим.